Кое-кто был убежден в том, что людям не стоило в свое время спускаться с деревьев. Некоторые шли дальше, и говорили, что и влезать-то на них было незачем...
Ввязалась в дискуссию в жж-сообществе, сама не знаю зачем. Сама дискуссия оказалась тупиковой - мы с оппонентом уже несколько лет не можем прийти к согласию по поводу характера Шерлока. Я дружески предложила оппоненту игногрировать друг друга до тех пор, пока мы не сойдемся во взглядах по какому-нибудь вопросу, или если вдруг нам понадобиться объединиться против третьей силы. Но дело не в этом.
В статье, которую я прочитала, и которая, кстати, мне понравилась, автор характеризует Шерлока следующим образом:
"то и дело ненароком обнаруживается, что любви - сексуальные "импульсы" пока оставим в покое - так вот, любви у него в душе столько, что надо быть слепым, чтобы этого не замечать, причём любви именно той, которая "милосердствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине" и далее по тексту".
Я поняла, что я слепа, потому что я не вижу в Шерлоке всей той любви, о которой словами апостола Павла заявляет автор. На мои вопросы кого любит Шерлок такой любовью, автор не ответил, в очередной раз напомнив мне, что я давно считаю его социопатом, а социопаты любить не могут - нет у них такой программы.
Честно говоря, я уже не знаю, кем мне считать Шерлока. Я сегодня пересмотрела первую серию третьего сезона и половину второй, и поняла, что в третьем сезоне Шерлок больше похож на клоуна, чем на социопата. Но способен ли это клоун-социопат любить так, как описано выше?... Давайте разберемся.
Шерлок несколько раз откровенно издевался над Джоном, а потом оставил его в горе на целых два года, потому что, видите ли, Джон мог проболтаться о том, что он жив. А двадцать пять человек, которые помогали ему в инсценировке самоубийства, не могли проболтаться? Шерлок всегда делает то, что хочет - бежит от скуки, расследуя преступления, ставит на Джоне эксперименты в секретной лаборатории, перед этим опоив его наркотиком, тяготится обществом родителей, которые, впрочем, давно к этому привыкли, не уступает Майкрофту пока тот жестко не прижмет его, или вызывает Лестрейда по пустячному делу - например, чтобы тот помог ему написать речь шафера. Шерлок часто приходит в неистовство, он вообще не способен сдерживать эмоции, в гневе он страшен и беспощаден, как, например, при виде Мориарти в образе Ричарда Брука. Он способен наорать на свидетельницу, чтобы та в шоке выдала нужную ему информацию. Он пытает умирающего таксиста, чтобы тот назвал имя своего нанимателя. Он обманывает Джанин, чтобы та пропустила его на закрытый для всех этаж, и как - делая ей предложение! Он использует Молли, зная, что она к нему неравнодушна. В конце концов он убивает человека - гнусного, омерзительного, злобного, но - человека.
Но - да, с Джанин он ведет себя хорошо, изображая искренне влюбленного, правда ровно до нужного ему момента. У Джона он несколько раз просит прощения. Родителей он навещает на Рождество. А Молли на целый день делает своим ассистентом, чтобы отблагодарить за помощь.
Где во всем этом любовь?... Что я не вижу, что я не могу увидеть? Если у Шерлока столько любви в душе, то почему он ее так тщательно скрывает? И, мало того, делает все возможное, чтобы люди воспринимали его как социопата.
Ну и в заключение. Если человек (любой) в большинстве ситуаций ведет себя как дурак, я делаю вывод, что он дурак. Если человек (Шерлок) в большинстве ситуаций ведет себя как социопат, и, тем более, часто заявляет об этом, то я делаю вывод, что он, скорее всего, социопат. Может быть, конечно, он так часто надевал маску социопата, что она стала частью его личности - но для этого должны быть внутренние предпосылки, почва, так сказать. И эту почву вполне мог создать старший брат - но это начало совсем других размышлений.
В статье, которую я прочитала, и которая, кстати, мне понравилась, автор характеризует Шерлока следующим образом:
"то и дело ненароком обнаруживается, что любви - сексуальные "импульсы" пока оставим в покое - так вот, любви у него в душе столько, что надо быть слепым, чтобы этого не замечать, причём любви именно той, которая "милосердствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине" и далее по тексту".
Я поняла, что я слепа, потому что я не вижу в Шерлоке всей той любви, о которой словами апостола Павла заявляет автор. На мои вопросы кого любит Шерлок такой любовью, автор не ответил, в очередной раз напомнив мне, что я давно считаю его социопатом, а социопаты любить не могут - нет у них такой программы.
Честно говоря, я уже не знаю, кем мне считать Шерлока. Я сегодня пересмотрела первую серию третьего сезона и половину второй, и поняла, что в третьем сезоне Шерлок больше похож на клоуна, чем на социопата. Но способен ли это клоун-социопат любить так, как описано выше?... Давайте разберемся.
Шерлок несколько раз откровенно издевался над Джоном, а потом оставил его в горе на целых два года, потому что, видите ли, Джон мог проболтаться о том, что он жив. А двадцать пять человек, которые помогали ему в инсценировке самоубийства, не могли проболтаться? Шерлок всегда делает то, что хочет - бежит от скуки, расследуя преступления, ставит на Джоне эксперименты в секретной лаборатории, перед этим опоив его наркотиком, тяготится обществом родителей, которые, впрочем, давно к этому привыкли, не уступает Майкрофту пока тот жестко не прижмет его, или вызывает Лестрейда по пустячному делу - например, чтобы тот помог ему написать речь шафера. Шерлок часто приходит в неистовство, он вообще не способен сдерживать эмоции, в гневе он страшен и беспощаден, как, например, при виде Мориарти в образе Ричарда Брука. Он способен наорать на свидетельницу, чтобы та в шоке выдала нужную ему информацию. Он пытает умирающего таксиста, чтобы тот назвал имя своего нанимателя. Он обманывает Джанин, чтобы та пропустила его на закрытый для всех этаж, и как - делая ей предложение! Он использует Молли, зная, что она к нему неравнодушна. В конце концов он убивает человека - гнусного, омерзительного, злобного, но - человека.
Но - да, с Джанин он ведет себя хорошо, изображая искренне влюбленного, правда ровно до нужного ему момента. У Джона он несколько раз просит прощения. Родителей он навещает на Рождество. А Молли на целый день делает своим ассистентом, чтобы отблагодарить за помощь.
Где во всем этом любовь?... Что я не вижу, что я не могу увидеть? Если у Шерлока столько любви в душе, то почему он ее так тщательно скрывает? И, мало того, делает все возможное, чтобы люди воспринимали его как социопата.
Ну и в заключение. Если человек (любой) в большинстве ситуаций ведет себя как дурак, я делаю вывод, что он дурак. Если человек (Шерлок) в большинстве ситуаций ведет себя как социопат, и, тем более, часто заявляет об этом, то я делаю вывод, что он, скорее всего, социопат. Может быть, конечно, он так часто надевал маску социопата, что она стала частью его личности - но для этого должны быть внутренние предпосылки, почва, так сказать. И эту почву вполне мог создать старший брат - но это начало совсем других размышлений.
Выбираем для себя при собственном "движении" или при оценке персонажа? И то, и другое. Это взаимосвязано. Например, я люблю человечество, но я эгоистична в своих стремлениях. Те, кто меня знают, скажут, что я люблю людей больше, чем кто либо из их знакомых (ну, я предполагаю, а не утверждаю
Оцениваем же мы персонажей, отталкиваясь от собственного жизненного опыта и знаний о человеческой природе.
Так вот, с моей точки зрения, если Шерлок и способен на любовь, то она будет проявляться не в действиях, не в заботе о людях, а будет запрятана на самом дне его души, и будет проявлять себя только в снах или галлюцинациях. И это будет жаждущая любовь, жадная любовь, основанная на сексуальных импульсах, всепоглощающая и страстная, подавляющая разум и выпускающая всех демонов наружу. Другими словами, это будет не любовь, это будет безумие.
Безусловно, нет ничего удивительного в том, что Шерлок кому-то помогает. Я и не говорила, что в этом есть что-то удивительное.
Предположим, что цель всех его человеколюбивых поступков - лишь получение внимания (т.е. чтобы его, Шерлока, любили). Почему же он выбрал такой, прямо скажем, не самый простой и приятный способ? Зачем быть консультирующим детективом (и, как справедливо заметила Белая Галка, каждый день сталкиваться с низменными сторонами человеческой натуры)? Куда легче снискать любовь масс, заделавшись рок-звездой, киноактёром или гуру маркетинга... Чтобы это сознавать, даже гением быть не обязательно.
Что-то тут у тебя не сходится.
Из этого не следует, что Шерлок бездушный сухарь, это я просто удивилась приравниванию поисков любви ширнармасс к демонстрации ума, как будто это вещи одного порядка. Тысячи парсеков между ними.
Но что из них, по-вашему с Antitheos мнению, является целью действий Шерлока (я подчёркиваю: целью, а не способом её достижения)? Демонстрация интеллектуального превосходства или всё же получение людской любви?
Уже в "Этюде" мы видим Шерлока, прекрасно осведомлённого, что такая демонстрация обычно приводит к посыланию демострирующего нах**, а вовсе не к тому, что он начинает вызывать любовь...
Демонстрация ума, который могут случайно и оценить. Любовь ему вон Молли поставляла тоннами, ему было наплевать. На демонстрацию ему отвечали посыланием, и он продолжал демонстрировать.
есличо, я отвечаю только за себя, мнение Antitheos может отличаться в любую сторону и мне неизвестно. А то сейчас перепутаются-смешаются мнения, будет неловко.
UPD: увидела твою вторую реплику, возражение снимается!
А во-вторых, почему тогда он всячески избегает пиара и публичности: закрывает лицо перед объективами репортёров, крайне неохотно (только когда Джон выпинывает) присутствует на пресс-конференциях и прочих подобных мероприятиях, где, по вашей логике, должен просто лучиться от удовольствия?
В-третьих, мне представляется, что говорить о надежде на случайность: "могут случайно и оценить", применительно к такому взрослому и умному мужчине - означает недооценивать ни его интеллект, ни жизненный опыт. Чтобы на четвертом-то десятке надеяться, что "кто-нибудь когда-нибудь..." и ежедневно работать только на "топливе" этой надежды - надо быть глупцом. Вы нипочём не убедите меня, что Шерлок настолько глуп.
Просто внимание и просто любовь других людей Шерлоку не нужно.
Как в таких случаях говорят математики, quod erat demonstrandum
Далее.
Если демонстрация ума для Шерлока - это очень важно, это демонстрация миру себя., то мы возвращаемся к теме химии тяжелых металлов и прочим (не требующим общения с отвратительно глупыми людишками вроде Китти Райли) вещам. Почему не...? Если на месте преступления достаточно одного Лестрейда, то и в лаборатории хватило бы одного [условно] Стамфорда.
Не, ну это-то по умолчанию. Это про отношение Шерлока к любви, славе и прочему у нас могут быть разные мнения, а удовольствие от разгадывания показано было со всех сторон - не думаю, что кто-то здесь это проглядел. А насчет внимания - я как раз уточнила, какое именно внимание Шерлоку нужно. Не какое попало, а только то, что связано с его умом, с работой его ума.
мы возвращаемся к теме химии тяжелых металлов
Тяжелые металлы не загадывают загадок. Они сами по себе. А преступники, которые пытались сделать что-то так, чтобы полиция не поняла - это загадка, а полиция, которая и правда не поняла - это свидетели. Всё счастье в одной коробочке. А потом еще и Джон, который видит, как работает Шерлоков ум и говорит свое "потрясающе".
А химией Шерлок, кстати, и так занимается. Так что, возможно, тяжелые металлы без него не очень скучают
ртуть он вообще лижет.Я утверждаю, что его способ выражения любви к людям - это помощь им, т.е. раскрытие преступлений. Делание того, что у Шерлока получается лучше всего.
Мой оппонент Клевер, однако, утверждает, что раскрытие преступлений для Шерлока - это в первую очередь демонстрация остроты ума, а вовсе не желание нести благо.
Вот при чём тут демонстрация ума. Ясно?
Вопрос удовольствия от процесса мы не рассматриваем; рассматриваем только целеполагание. Получала ли Флоренс Найтингейл удовольствие от перевязок?
Тяжелые металлы не загадывают загадок. Думаю, какой-нибудь химик мог бы тут с Клевер очень даже поспорить.
Химия была приведена в качестве примера некоего отвлечённо-лабораторного занятия, в котором, однако, Шерлок мог бы обрести и увлекательный поиск отгадки, и восхищение коллег-"свидетелей" - всё то же самое, только не ради конкретных людей, а ради более абстрактной науки.
Да, Шерлок и в химии достигает некоторых успехов. Однако поискам разгадок секретов природы он почему-то предпочитает расследования преступлений против людей...
Я не говорила, что в тяжелых металлах нет никаких загадок, я сказала что металлы их не загадывают. Буквально. У металлов нет ума, они не делают что-то, исходя из своего уровня интеллекта. Так что ни один химик со мной спорить не будет, металлы могут быть дофига интересными, но загадок они не загадывают, потому что неразумны, а люди загадывают, потому что разумны.
Однако поискам разгадок секретов природы он почему-то предпочитает расследования преступлений против людей...
Я сказала бы так:
поискам разгадок того, что не загадывал никто разумный, он предпочитает расследование преступлений, совершенных людьми
Немножко разовью мысль Клевер со своей колокольни: Шерлок основной своей чертой полагает ум. То есть, в его голове "я" = "мой гениальный интеллект и умение им пользоваться". И его жутко корежит, если вдруг оказывается, что помимо интеллекта в "я" вмешиваются разные приземленные явления вроде чувствоэмоций, из-за которых интеллект сбоит. Он хочет, чтобы его любили = он хочет, чтобы любили (проклинали, замечали) его ум, а не дорогое пальто или навык игры на скрипке.
ОЙ, ну нам же сказали, что маменька карьеру бросила и занялась семьёй, при этом не сказали, что у неё всё получилось на этом поприще в общепринятом смысле. Может она действительно карьеру в науке тормознула и села дома детей няньчить, и это для конкретной личности подвиг перешагивания через себя, что одновременно сочетается с беспомощностью молодой мамаши на бытовом уровне и в плане "воспитания" детей(что опять же не исключает, что семью и детей мама искренне любит, ну как умеет), она вполне могла в процессе просто командовать, а всё бытовуху неосознанно спихивать на супруга, который мягче по характеру, тем более тут не так долго "мучиться" приходилось, всего лишь дотерпеть до момента когда надо в хорошую школу деток сдать. Знаю близко в реале похожую модель семейки, где таким образом очень имеющая призвание к науке мадам сделала перерыв в треде и завела аж двоих деток, те ещё кадавры на выходе получились, и вроде умненькие, с успехами в тех же науках, что и у мамы, но в эмоционально-чувственных сферах с явными пробелами и социофобией в компекте, но зато "это так огорчит маму" ой какой аргумент в их спорах.
Ну а я, конечно, не знаю. Куда уж мне, убогой...
Простите, при такой постановке вопроса не вижу смысла продолжать.
Всего вам хорошего