Кое-кто был убежден в том, что людям не стоило в свое время спускаться с деревьев. Некоторые шли дальше, и говорили, что и влезать-то на них было незачем...
Чтобы увидеть большую картину целиком, требуется отойти от нее на какое-то расстояние – точно также мне понадобилось время, чтобы осмыслить увиденное во втором сезоне. И хотя в дискуссиях я продолжала писать о социопатии Шерлока, однако мне становилось все труднее и труднее отстаивать свою точку зрения - и не потому, что она отличалась от мнения большинства. Просто что-то внутри меня словно недоумевало, какая-то неосознанная мысль царапала мозг, требовала внимания. И когда я начала все-таки анализировать и сравнивать первый и второй сезоны, я с удивлением обнаружила, что Шерлок у нас уже никакой не социопат. Так кто же он?
Начнем с того, что Шерлок уже не консультирующий детектив, "единственный в мире". Он стал частным детективом, а благодаря блогу Джона у него теперь множество клиентов. Но Шерлок так же, как и раньше, высокого мнения о себе – когда Джон говорит, что он пишет о них блог, Шерлок без тени сомнения добавляет, что блог о нем, потому что Джон "слишком много печатает". Кроме этого он придирчив к выбору клиентов и несносен в общении с ними, и берется только за действительно увлекательные дела. Вместе с Джоном они становятся сначала популярными интернет-феноменами, а затем, после громкого дела с возвращением картины Тернера "Рейхенбахский водопад", Шерлока называют "экспертом" - что, конечно же, льстит его самолюбию.
Что касается социопатических черт характера, то Шерлок уже не манипулирует людьми – он с ними взаимодействует, оставляя манипуляцию только как грубое средство для проникновения в дом (притворившись викарием в "Скандале в Белгравии") или на военную базу (используя пропуск брата в "Собаке Баскервилей"). У него все такой же скверный характер, он говорит людям правду в лицо и выгоняет тех, кто ему не интересен. Однако, высказав свое мнение о едва знакомом человеке, он уже способен добавить: "не обращайте внимания, это просто глупости" (водителю заглохшей машины в "Скандале в Белгравии"), и это уже значительный прогресс по сравнению с первым сезоном.
Шерлок ведет себя как ребенок, отказываясь одеваться, потому что его внезапно оторвали от расследования, то есть любимой игрушки. Он даже в Букингемский дворец, сердце Англии, приезжает без штанов, завернутый в одну простыню. Все это он делает для того, чтобы досадить Майкрофту - точно также, как в первом сезоне отказывался браться за дело "государственной важности", касающееся проекта Брюса-Партингтона. Из этого можно сделать вывод, что взаимоотношения между братьями не слишком улучшились. Однако Шерлок способен обратиться к брату за помощью, если дело того стоит (например, чтобы достать новый пропуск на секретную базу Баскервиль) или сдать ему насмехавшуюся над ним авантюристку Ирен Адлер со всеми ее секретами, разгадав пароль от ее камерофона.
Шерлок, как и в первом сезоне, не упускает случая похвастаться: "рыцарство у меня в кармане" и поиздеваться над криминалистом Андерсоном: "Блестяще, Андерсон. – Правда? – Да, блестяще изобразил идиота". Кроме этого он притворяется, что не может вспомнить имя новой девушки Джона, тем самым показывая свою неприязнь к ней, и кричит на рыдающую экономку школы-интерната - "чтобы ускорить процесс". Также он оскорбляет журналистку Китти Райли: "Вы мне омерзительны", что впоследствии будет дорого ему стоить.
Шерлок по-прежнему не говорит о своих чувствах, предпочитая выражать их в прекрасной музыке, однако он способен понять, что причинил боль своими словами – и извиниться. Это касается не только Джона, но и Молли. Особенно Молли. Джон мужчина и в состоянии пережить тот факт, что его гениальный сосед считает, что у него нет друзей ("Собака Баскервилей"). Но Молли - девушка, давно и безнадежно влюбленная в Шерлока, вдруг попадает под град его насмешек о ее предполагаемом бой-френде. И Шерлок, открывая ее послание – как оказывается, написанное специально для него, – вдруг осознает, насколько это некрасиво с его стороны. Он просит у нее прощения и поздравляет с Рождеством (Скандал в Белгравии). Если бы он на самом деле был социопатом, это было бы совершеннейшим притворством, попыткой обелить себя перед лицом присутствующих. Но что тогда делать со всеми остальными проявлениями его человечности – признать их гениальной игрой, намеренной неискренностью?
И что делать с его прощальными словами перед прыжком с крыши Бартса? Что делать с самим прыжком, благодаря которому его друзья будут спасены, а сам Шерлок окажется на грани жизни и смерти, будучи при этом полностью дискредитированным как детектив, как человек, стоящий на страже порядка и справедливости? Именно этот поступок превращает Шерлока из высоко-функционирующего социопата в цельную, высокоморальную личность, способную поставить жизни друзей выше собственных интересов, выше дела всей его жизни.
Что же произошло? Что послужило причиной, толчком, благодаря которому личность и характер Шерлока подверглись таким изменениям? Ответ имеется, и он однозначен: у Шерлока появился Джон, который стал его другом, его блоггером, его моралью и совестью. С самого начала их знакомства Шерлок ориентируется на мнение Джона, касающееся тех вопросов, в которых Шерлок оказался полным профаном: человеческое горе, страдание и сострадание, выражение благодарности и приязни, проявления дружбы и любви. Джон учит Шерлока говорить "спасибо", учит его не показывать свою радость и возбуждение при нахождении новых улик, потому что это выглядит странно – особенно для разных андерсонов и донован. Джон не дает Шерлоку остаться неуправляемой безымянной силой, "что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Джон оказывает влияние на Шерлока, делая его более человечным, делая его Человеком. То есть именно Джон делает Шерлока тем, кто он есть.
Таким образом, за два сезона Шерлок эволюционировал от холодного, безжалостного, манипулирующего, отчужденного, верящего только в свой разум социопата до со-переживающего и готового к самопожертвованию человека, правда с несносным характером и неприятными привычками. И мы любим его именно за это: за его трогательные попытки понять, что же такое дружба, за его старания научиться не делать людям больно, за его заботу о Джоне и миссис Хадсон. Для любого другого человека это были бы элементарные вещи, как знание об устройстве солнечной системы, но Шерлок вынужден бороться не только с миром преступности, но и с самим собой.

Начнем с того, что Шерлок уже не консультирующий детектив, "единственный в мире". Он стал частным детективом, а благодаря блогу Джона у него теперь множество клиентов. Но Шерлок так же, как и раньше, высокого мнения о себе – когда Джон говорит, что он пишет о них блог, Шерлок без тени сомнения добавляет, что блог о нем, потому что Джон "слишком много печатает". Кроме этого он придирчив к выбору клиентов и несносен в общении с ними, и берется только за действительно увлекательные дела. Вместе с Джоном они становятся сначала популярными интернет-феноменами, а затем, после громкого дела с возвращением картины Тернера "Рейхенбахский водопад", Шерлока называют "экспертом" - что, конечно же, льстит его самолюбию.
Что касается социопатических черт характера, то Шерлок уже не манипулирует людьми – он с ними взаимодействует, оставляя манипуляцию только как грубое средство для проникновения в дом (притворившись викарием в "Скандале в Белгравии") или на военную базу (используя пропуск брата в "Собаке Баскервилей"). У него все такой же скверный характер, он говорит людям правду в лицо и выгоняет тех, кто ему не интересен. Однако, высказав свое мнение о едва знакомом человеке, он уже способен добавить: "не обращайте внимания, это просто глупости" (водителю заглохшей машины в "Скандале в Белгравии"), и это уже значительный прогресс по сравнению с первым сезоном.
Шерлок ведет себя как ребенок, отказываясь одеваться, потому что его внезапно оторвали от расследования, то есть любимой игрушки. Он даже в Букингемский дворец, сердце Англии, приезжает без штанов, завернутый в одну простыню. Все это он делает для того, чтобы досадить Майкрофту - точно также, как в первом сезоне отказывался браться за дело "государственной важности", касающееся проекта Брюса-Партингтона. Из этого можно сделать вывод, что взаимоотношения между братьями не слишком улучшились. Однако Шерлок способен обратиться к брату за помощью, если дело того стоит (например, чтобы достать новый пропуск на секретную базу Баскервиль) или сдать ему насмехавшуюся над ним авантюристку Ирен Адлер со всеми ее секретами, разгадав пароль от ее камерофона.
Шерлок, как и в первом сезоне, не упускает случая похвастаться: "рыцарство у меня в кармане" и поиздеваться над криминалистом Андерсоном: "Блестяще, Андерсон. – Правда? – Да, блестяще изобразил идиота". Кроме этого он притворяется, что не может вспомнить имя новой девушки Джона, тем самым показывая свою неприязнь к ней, и кричит на рыдающую экономку школы-интерната - "чтобы ускорить процесс". Также он оскорбляет журналистку Китти Райли: "Вы мне омерзительны", что впоследствии будет дорого ему стоить.
Шерлок по-прежнему не говорит о своих чувствах, предпочитая выражать их в прекрасной музыке, однако он способен понять, что причинил боль своими словами – и извиниться. Это касается не только Джона, но и Молли. Особенно Молли. Джон мужчина и в состоянии пережить тот факт, что его гениальный сосед считает, что у него нет друзей ("Собака Баскервилей"). Но Молли - девушка, давно и безнадежно влюбленная в Шерлока, вдруг попадает под град его насмешек о ее предполагаемом бой-френде. И Шерлок, открывая ее послание – как оказывается, написанное специально для него, – вдруг осознает, насколько это некрасиво с его стороны. Он просит у нее прощения и поздравляет с Рождеством (Скандал в Белгравии). Если бы он на самом деле был социопатом, это было бы совершеннейшим притворством, попыткой обелить себя перед лицом присутствующих. Но что тогда делать со всеми остальными проявлениями его человечности – признать их гениальной игрой, намеренной неискренностью?
И что делать с его прощальными словами перед прыжком с крыши Бартса? Что делать с самим прыжком, благодаря которому его друзья будут спасены, а сам Шерлок окажется на грани жизни и смерти, будучи при этом полностью дискредитированным как детектив, как человек, стоящий на страже порядка и справедливости? Именно этот поступок превращает Шерлока из высоко-функционирующего социопата в цельную, высокоморальную личность, способную поставить жизни друзей выше собственных интересов, выше дела всей его жизни.
Что же произошло? Что послужило причиной, толчком, благодаря которому личность и характер Шерлока подверглись таким изменениям? Ответ имеется, и он однозначен: у Шерлока появился Джон, который стал его другом, его блоггером, его моралью и совестью. С самого начала их знакомства Шерлок ориентируется на мнение Джона, касающееся тех вопросов, в которых Шерлок оказался полным профаном: человеческое горе, страдание и сострадание, выражение благодарности и приязни, проявления дружбы и любви. Джон учит Шерлока говорить "спасибо", учит его не показывать свою радость и возбуждение при нахождении новых улик, потому что это выглядит странно – особенно для разных андерсонов и донован. Джон не дает Шерлоку остаться неуправляемой безымянной силой, "что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Джон оказывает влияние на Шерлока, делая его более человечным, делая его Человеком. То есть именно Джон делает Шерлока тем, кто он есть.
Таким образом, за два сезона Шерлок эволюционировал от холодного, безжалостного, манипулирующего, отчужденного, верящего только в свой разум социопата до со-переживающего и готового к самопожертвованию человека, правда с несносным характером и неприятными привычками. И мы любим его именно за это: за его трогательные попытки понять, что же такое дружба, за его старания научиться не делать людям больно, за его заботу о Джоне и миссис Хадсон. Для любого другого человека это были бы элементарные вещи, как знание об устройстве солнечной системы, но Шерлок вынужден бороться не только с миром преступности, но и с самим собой.

Джон - совесть Шерлока.
Мориарти- судьба.
И я думаю, что роль судьбы также отведена Джону.
Я все балдею от фразы про ангелов, сказанной в памятном разговоре с Мориарти. На самом деле, это потрясающе глубоко. И просто, как любая уже решенная задача и красиво и глубоко. Тянет на эпитафию..
Парвый сезон занял по времени (если начинать от загадочных самоубийств) полгода. А если брать время знакомства и общения главных героев, то и вовсе чуть больше двух месяцев. Второй... по-моему, авторы перепрыгнули через год и неявно предложили датировать басейн не апрелем 2010-го года, а апрелем 2011-го. Ну, Бог с ними. Так вот, второй сезон - это уже история на период больше чем год. Завершается 16 июня 2012 года (или чуть позже - когда там Джон и миссис Хадсон ездили на кладбище?).
Полтора (или два с половиной - не понять) года вместе... вполне возможна и эволюция характера. Даже если это раскрытие скрытых доселе граней, прбуждение чего-то спящего, что было там изначально.
Ну, социопата можно и сыграть. Можно и быть уверенным в собственной социопатичности - если факты подтверждают именно это.
Я тут о шизоидах прочитала в соо на ЖЖ. Прониклась.
Внизапна во второом сезоне ШХ забыл как говорить спасибо. А в первом прекрасно умел.
Мне вот что покоя не давало: если Шерлок - социопат, пусть и высоко-функционирующий, то особенности его характера заложены на уровне генов, или, по крайней мере, намертво впечатаны в его мозг. И в этом случае нельзя перестать быть социопатом или дорасти, скажем, до шизоида, набрав соответствующее количество очков (шутка
Главное, чтобы в третьем сезоне Шерлок не стал совсем уж благообразным и воспитанным гражданином, переживающим за каждого потерпевшего и извиняющимся за все свои ошибки. Я хочу, чтобы он оставался собой.
Что касается Молли, то я тоже думаю, что Шерлок бы не понял, что она чувствует, если бы не было Ирен и ее 57 смс-ок
И ангелы - да, тот как бы шелест крыльев, и солнце, бьющее в глаза Мориарти... Это было красиво
Moire, если за полтора года жизни рядом с другим человеком можно так измениться на уровне характера, то возникает два вопроса: что же это за чудесный человек, и был ли там характер? Я в одном уверена - Шерлок не играл социопата. Вот был ли он им?... Шизоидом он точно не был, это все домыслы уважаемой tjorn.
Кстати, по приведенному там описанию я тоже шизоид
Кстати, по приведенному там описанию я тоже шизоид
Моя дочь почитала и тоже решила, что она шизоид.
Вообще я против собственной шизоидности и не возражаю - мне столько народу говорило об этом плюс моя специальность - математика как бы тоже на это намекает.
А вот насчет ребенка - это надо смотреть.