Мэри появилась в жизни Шерлока в то же время, когда он вновь обрел Джона после двухлетнего перерыва. Опущу то, как два друга встретились, я хочу вспомнить, как впервые увидела Мэри: в ресторане Джон делал ей предложение. Мэри мне тогда понравилась - в ней была какая-то сила, индивидуальность. То, как она встревала в разговор Шерлока с Джоном, казалось забавным. А когда Шерлок увидел в ней лгунью - заинтриговало. Потом были какие-то намеки на дружбу втроем, Шерлок принял очень деятельное участие в организации свадьбы Джона и Мэри, всячески сотрудничал с Мэри и потакал ее просьбам. После свадьбы Шерлок поклялся защищать их обоих и их будущего ребенка, сочинил им соло на скрипке в подарок, и ушел в ночную тьму, один. Все это выглядело очень мило.
А потом Мэри вдруг все испортила - выстрелила в Шерлока и начала заметать следы. Джон кричал: "Почему мне достаются одни психопаты!", на что получил логичный ответ: "Потому что ты их выбираешь". Не будем рассматривать психологические особенности Джона Ватсона, заставляющие его выбирать себе в друзья и жены психопатов. Меня больше интересует вопрос, почему в сериале постоянно рефреном звучит тема психопатов (и социопатов, но это, по сути, синонимы). Мне кажется, или мистер Моффат несколько идеализирует безжалостность и бессовестность данной группы людей, а также их потрясающую способность изображать подлинные чувства, на самом деле их не испытывая? Но вернемся к Мэри. Постепенно перед нами раскрываются детали ее прежней жизни: она бывшая наемная убийца, скрывающаяся от преследования со стороны властей или бывших коллег, решившая остепениться и завести семью, и выбравшая для этого бывшего военного доктора с адреналиновой зависимостью.
Я не знаю, зачем нам преподнесли очередного психопата-убийцу в виде жены Джона Ватсона и друга Шерлока Холмса. Что она принесла в сериал своим появлением? Да, Шерлок несколько изменился с появлением Мэри. Когда Джон сообщил ему о свадьбе, он принял Мэри в свой круг сразу и без вопросов. И когда она почти убила его, он сделал все, чтобы Джон простил ее и разрешил вернуться в семью. Что этого говорит нам о Шерлоке? Что он такой всепрощающий? Что он ясновидящий и предполагал, что когда-нибудь Мэри сможет защитить его в ответ? Что ему нравится такое дополнение Джона Ватсона, по сути его копия в женском обличье, только более умная и энергичная, затмевающая, по сути, самого Джона? Потому что подобное принятие профессиональной убийцы побуждает проводить некоторые параллели между характерологическими особенностями Шерлока и Мэри: подобное всегда притягивает подобное. А введение данного персонажа в сериал на уровне одного из главных героев говорит о неспособности создателей дать героям и их отношениям развиваться самостоятельно, а не под непосредственным воздействием третьей стороны. Мэри не оттеняет характер Джона, его военный опыт, его человеческие качества, она затмевает его. Джон как бы отходит на второй план, становится подкаблучником. А что происходит с Шерлоком? Он начинает совершать ошибки. После тяжелого ранения он неправильно истолковывает поведение Мангуссена и решает, что у того есть реальный компромат на близкого ему человека - на Мэри. Но когда оказывается, что этот компромат находится только в голове у Мангуссена, он под влиянием момента убивает шантажиста. То есть с какой стороны не посмотреть - без Мэри и Шерлоку, и Джону было бы лучше.
И вот перед нами четвертый сезон. Мэри родила ребенка, у нее с Джоном все хорошо, они вместе спешат на помощь Шерлоку. Но внезапно она обнаруживает, что за ней охотится один из ее бывших коллег. И что делает наша профессиональная убийца? Бросает мужа и ребенка, уезжает из страны, путешествует по миру в хаотичной последовательности, прячется, то есть опять заметает следы. Шерлок с Джоном находят ее и возвращают домой. И тут возникает ситуация, в которой кому-то из четы Ватсонов нужно бежать на помощь Шерлоку, но не на кого оставить ребенка. Джон решает, что помочь должна Мэри. Она и помогает - бросается под пулю, предназначенную Шерлоку. Успевает попрощаться с Джоном. Умирает. Джон винит во всем Шерлока. И это означает новую преграду на пути их дружбы.
И я вот что думаю: если сериал изначально был построен как способ показать дружбу между двумя разными людьми и их совместные приключения, то зачем была нужна Мэри? Чтобы постоянно быть этаким буфером между Шерлоком и Джоном при жизни, а после смерти сыграть роль феи-крестной, соединяющей этих двух людей вместе? Но дружба - она как любовь: или она есть, и тогда не важно, что происходит вокруг, вы все равно остаетесь вместе. Или ее нет, и тогда никакое волшебство не в состоянии склеить разбитые отношения. Мэри - это не фея и не клей. Мэри - это препятствие.
Я считаю появление Мэри в сериале в качестве одного из главных персонажей ужасной ошибкой. Она была лишней с самого начала. Если бы она оставалась на заднем плане этакой тихой гаванью, давая Джону возможность жить своей жизнью и возвращаться к ней каждый вечер - собственно как и происходит в жизни, - то это была бы вполне нормальная Мэри. Но постоянно вмешивающаяся Мэри, указывающая что делать Мэри, самая умная на свете Мэри - это слишком. Почему сериал назвали "Шерлок", а не "Мэри"? Потому что он про отважного детектива с плохим характером, а не про жену друга детектива, идеальную убийцу и мать. Даже после смерти она осталась главным персонажем, руководя действиями мужа и Шерлока. Ее появление в сериале не дало ничего, кроме нескольких лишних эпизодов в духе классической мыльной оперы. Герои, пройдя сквозь ее короткую жизнь и утрированно трагическую смерть, пришли ровно к тому моменту, с которого начинали, а именно: к сильной обиде Джона на Шерлока. А заставлять персонажа проходить через этапы прощения снова и снова - это какое-то изощренное издевательство над эмоциями зрителей.