Вряд ли кто-то подозревал, что у братьев Холмсов есть сестра. Все надеялись, что это будет брат, Шерринфорд. Но нет. Добро пожаловать в мир безумных идей от мистера Моффата.
"У родителей было странное чувство юмора" - поясняет Эвр, объясняя происхождение своего имени. Но почему же дав сыновьям имена кельтского происхождения, дочь они нарекли греческим именем? Это первый вопрос. Конечно, чтобы объяснить, почему Майкрофт пугал Шерлока в детстве стишком про восточный ветер - Eurus - Эвр.
По словам Майкрофта, девочка была не по годам развита, она резала себя, чтобы узнать, что внутри, убила друга Шерлока по детским играм и подожгла дом. Место таким детям в лечебнице для душевнобольных. Но нет, дядя Руди, мифический дядя Руди, потому что его никто никогда не видел и упоминание о нем до этого мы слышали только раз ("Зов сирен из смертельной бездны. Точь-в-точь как у дяди Руди. Хотя на мой взгляд, тебе ты больше подошел трансвестизм"), сделал так, чтобы Эвр заперли на острове в комнате с прозрачной стеной и круглосуточной охраной. Как же из гениальной девочки, не отличающей добро от зла, выросло такое чудовище? О, это надо было постараться: отобрать ее от любящих родителей, запереть от всего мира и всячески поощрять развитие негативных сторон, подавляя все хорошее, что было в ней. Тут я даже не представляю размеров совы, которую требуется натянуть на глобус под названием "Эвр". Кстати, даже из детей-социопатов могут вырасти достойные члены общества, которые затем берут бразды правления государством в свои руки, таким образом реализуя свои возможности на поприще политики, где совесть и чувство вины - это недостатки, а желание власти и способность наплевать на нужды других - достоинства. В любом случае, надо было объяснить ребенку, что убийство друга того, с кем ты хочешь поиграть - не выход. Иначе через 35 лет мы получаем остров, управляемых охранников и смертельный квест.
Ладно, пусть взросление Эвр останется на совести дяди Руди, Майкрофта и мистера Моффата. Но с Шерлоком-то что не так? Да, когда ему было лет шесть, пропал его друг, Эвр спела ему песенку-загадку, Шерлок искал-искал, не нашел, забыл обо всем, придумал вместо друга собаку и из-за этого вырос в того, в кого вырос. Я согласна, что можно вытеснить из памяти детскую травму. Придумать себе собаку. Но как можно забыть про сестру?... Я ни за что не поверю, что после мнимой смерти Эвр родители никогда о ней не упоминали. Даже брат периодически напоминал Шерлоку про восточный ветер, проверяя, действительно ли он забыл о ней. Но родители должны были оставить фотографии, вещи, воспоминания. Или Шерлока тоже отдали на попечение дяди Руди и заперли на другом острове?
Следующий вопрос, почему Шерлок из впечатлительного ребенка превратился в такую задницу. Обычно из впечатлительных и эмоциональных детей вырастают впечатлительные и эмоциональные взрослые, которые да, научились скрывать свои эмоции, но никак не под маской социопата. Кстати, дались Моффату эти социопаты. Зачем начинять сериал таким количеством бессовестных и безжалостных людей - Шерлок, Мориарти, Ирен, Мэри, Мангуссен, Калвертон Смит, Эвр?... Ладно, Шерлока можно вычеркнуть, но получается, что половина знакомых Шерлока - социопаты или психопаты. Достойное окружение для действительно хорошего человека, не так ли?
Но вернемся к детству Шерлока. Я понимаю, что мистер Моффат ни разу не специалист в детской психологии, в его реальности ребенок в шесть лет может так испугаться собственной беспомощности в решении загадки (не без подначек со стороны старшего брата, конечно - "мы оба считали тебя идиотом"), что его всю жизнь будет преследовать страх не разгадать очередную. И поэтому он будет их искать, находить, решать, а затем бросаться на поиски новой. Но единственный случай в детстве, каким бы травматичным он не был, не определяет нашу дальнейшую жизнь. Тем более, что ничего травматичного на самом деле с Шерлоком не случилось - Эвр не перерезала горло Виктору на глазах у Шерлока, не сбрасывала его затем в колодец вместе с трупом и не оставляла там на несколько дней. Подумаешь, друг внезапно исчез - может, его родители забрали и уехали навсегда, а Эвр воспользовалась моментом и затроллила впечатлительного братика. Или, возможно, травм было гораздо больше?... Учитывая всю ненормальность их семейки, можно было вырастить из толстого Майкрофта совершенно закрытого обсессивно-компульсивного невротика, озабоченного тотальным контролем над всем и вся, а из его брата - периодически уходящего в фантазии о собственном всемогуществе нарциссичного наркомана. Для этого матери только и надо было, что постоянно напоминать старшему и младшему, какими ничтожествами они оба являются, вымещать на них постоянное недовольство собой, своей прерванной карьерой, и, в общем, считать себя и своих детей неудачниками. Тогда и странное поведение Эвр можно объяснить этим же: недостаток материнской любви вообще и родительского внимания в частности. Она хотела получить от младшего брата то, что обычно должны давать родители - знаки, что она тоже важна, что она не изгой, что она любима и окружена заботой и вниманием. А вместо этого ей пришлось убить друга Шерлока, чтобы он понял, что с ней тоже нужно играть.
Но это все гипотетически, конечно, потому что я не верю в гениальных детей, способных убить другого ребенка. То есть по отдельности - да, один ребенок может быть гениальным, а другой ребенок может убить из-за злости или по неосторожности. Но одновременно?... В мою картину мира это не вписывается, потому что противоречит моему жизненному опыту и моим скромным знаниям о детской психологии.
Также мне трудно поверить, что Эвр устроила своим братьям и их другу смертельный квест только из-за того, что ей было одиноко и некому было ее обнять. То есть это хорошая отговорка, вполне в духе социопата, странно что Шерлок в это поверил. Или он поверил в то, что теперь у него есть сестра? То есть я не верю, что Эвр спланировала многолетнюю многоходовку, задействовав кучу людей, буквально перепрограммировав их (во что тоже нормальный человек поверить не может), держала в напряжении в течении многих часов своих братьев и их друга, а потом, когда Шерлок ее в конце концов нашел, она, как кроткая овечка, прильнула в слезах к его груди. Или у меня очень ограниченный взгляд на вещи, или мистер Моффат изощренно поиздевался над аудиторией сериала.
Что подводит нас к следующему выводу: по сути, весь сериал является вымыслом и фантазиями мистера Моффата на тему Шерлока Холмса. Все, что он седлал своим сериалом - это постарался выжечь из памяти зрителей светлый образ оригинального Холмса сэра Конан Дойла, по-настоящему великого человека, заменив его на мечущегося в клетке семейных взаимоотношений бесхарактерного Шерлока BBC. Бесхарактерного, потому что я не вижу в Шерлоке вообще никакого характера, он как влажная глина в руках создателей: им захотелось сделать его социопатом - вот вам социопат. Девственником - пожалуйста. Спасти принцессу в беде - запросто. Предать лучшего друга и убить безоружного гада - да как два пальца. Захотелось сделать его хорошим - а пусть он доведет себя до полусмерти приемом наркотиков, чтобы пробраться в логово убийцы, а затем спасет своего теперешнего друга, потому что не спас того, другого, в шесть лет.
О да, он герой, без сомнения, но хороший ли он человек?... Я не уверена.
Впечатляет одна из последних сцен сериала, в которой папа, мама и Майкрофт слушают дуэт двух скрипок - Шерлока и Эвр. Лубочная идиллия. Лубочные герои. Лубочный сериал.