Интересно, что в жж-сообществе продолжаются вялотекущие дискуссии о том, какой же Шерлок на самом деле, как у него обстоят дела с дружбой и как он проявляет свои эмоции. Так как я не хочу в очередной раз противопоставлять там свое мнение окружающим, я выскажусь в своем дневнике.
В предложенной в сообществе статье постулируется идея, что у Шерлока до встречи с Джоном был богатый опыт социального общения, что детство у него было счастливым, в полной семье с любящими родителями, а в школе у него была куча приятелей, потому что он был общительным и любознательным ребенком и каждый был готов с ним подружиться. И, несмотря на то, что Шерлоку было скучно общаться с большинством людей, он все-таки научился делать это так, что у них оставалось о нем самое позитивное мнение, как, например, у миссис Хадсон.
По сути, автор старается подвести нас к мысли, что хотя нам показывают, что у Шерлока имелись небольшие проблемы в общении с некоторыми людьми, однако это потому, у Шерлока не было желания или времени быть с ними милым и обаятельным. Зато к тем, кто был ему интересен по тем или иным причинам, он проявляет сшибающую с ног эмоциональность, и людям ничего не остается, кроме как наслаждаться, пребывая в лучах его внимания.
Но автор забывает, что когда Джон встретил Шерлока, у него совсем не было друзей, окружающие относились к нему негативно или с пренебрежением - как Салли Донован, например, и Андерсен, которых он не постеснялся разоблачить на глазах своего нового знакомого. Лестрейд тоже был не в восторге от него, так как Шерлок атаковал смс всех журналистов на пресс-конференции, чтобы привлечь к себе внимание. По-доброму к нему относились только люди, которым он помог в сложных обстоятельствах - миссис Хадсон, мужа которого он посадил, или хозяин ресторана Анжело, которого он спас от обвинения. И все, надеюсь, помнят его знаменитые "Молчать! Вы думаете, а это раздражает" и "Андерсен, вы понижаете IQ всей улицы"? Конечно, все это говорилось очень милым и располагающим к себе тоном.
На мой взгляд, автор путает причину со следствием, когда пытается постфактум объяснить причины своего восхищения Шерлоком, делая его образ идеальным, как будто бы не прошли те времена, когда герою обязательно нужно было быть рыцарем в белых доспехах, творя добро и раздавая справедливость налево и направо.
Мы любим Шерлока не за идеальность, не за то, что он совершенство во всех отношениях, и уж тем более не за красивые глаза. Мы любим Шерлока, потому что он является сгустком божественной энергии в человеческом обличье, потому что он отдает всего себя без остатка своему делу, потому что он никогда не останавливается ни перед чем, потому что у него не бывает отговорок типа "устал", "забыл", "проспал", потому что он, несмотря на все свое позерство и занудство, несмотря на грубость и антисоциальные черты, несет в себе нечто такое сумасшедшее и необъяснимое, как заряд истинной человеческой природы - безудержной и прекрасной, неистовой и беспощадной, в той же мере гениальной, сколь и отвратительной. Шерлок - это квинтэссенция современной человеческой сущности, приближающейся к божественному, но ею не являющаяся.
Так что дружба и эмоции Шерлока - это не то, что требует обсуждения с той точки зрения, что с ними у Шерлока все в порядке. Не было в порядке и вряд ли будет, потому что его настоящая природа - не быть милым или дружелюбным, а самоотверженно и в самоотречении бороться со злом любыми доступными ему способами.
Как-то так