Пересмотрела рождественский эпизод еще раз, с русскими субтитрами. А затем побывала на тамблере, где на каждый более-менее значимый момент можно пялиться (или любоваться) сколько угодно. И вот в чем суть: растащенный на кусочки эпизод приобретает совсем другое значение. Более интересное. Более глубокое. Все эти взгляды и слова, проскальзывающие при просмотре мимо, в зацикленном виде смотрятся весьма... поэтично, да. То есть у отдельных кусочков появляется определенный ритм, размер, рифма. Видеоряд становится похожим на стихотворение. А мы знаем, что именно стихотворная форма превращает обычный текст в более важный и значимый.
Так, например, когда вся компания несется на санях над ночным Лондоном, Кларино признание, что она всегда представляла себе Санта Клауса по-другому и ее последующие объятия из достаточно банальных превращаются в нежные и трогательные, особенно когда мы наблюдаем вполне ожидаемую реакцию Доктора и его последующее смирение, которые, повторяясь снова и снова, чудесным образом умиляют и умиротворяют. И это странно. Я не первый раз замечаю подобный эффект, позволяющий насладиться отдельными кусочками - в отличие от серии в целом. Именно это часто примиряет меня с несовершенством сценария или сюжетными ямами - конечно же это касается творений господина Моффата в первую очередь. И вот какая мысль меня гнетет: неужели все современное киноискусство обязательно должно стать таким разящим, задевающим, эмоционально бьющим наотмашь? Действовать не за счет тонкого вовлечение зрителя в происходящее благодаря тонкой интриге и постепенному развитию характеров, а за счет эмоциональных качелей, создаваемых из чего угодно: долгого зрительского ожидания, гениального актерского перевоплощения, неожиданных ходов, вплоть до цирковых трюков, чередования трагического и комического и прочих уловок, призванных заставить зрителя не сопереживать, вовлекаясь в происходящее на экране, а эмоционально насыщаться здесь и сейчас. И наплевать на сценарные недочеты и провисшие "хвосты", зацикленность на цитатах, одни и те же сюжетные повороты и общее ощущение дежа вю. Главное, чтобы зритель чувствовал себя, как на американских горках, то есть визжал от смеси ужаса и восторга. В этом смысле Моффат, конечно, гениален как шоураннер. Но мне не нравится то, что он делает с сериалом "Доктор Кто" (и "Шерлоком", да), увы.